Как строился БАМ


БАМ - сторйка векаБайкало-Амурскую магистраль (БАМ) называли стройкой века. И в этом нет преувеличения. По объему строительно-монтажных работ, сложности инженерных сооружений, применению новейших строительных машин стройке не было равных в мире.

БАМ: планы, цифры и факты

Предстоит  переместить 260 миллионов кубометров грунта, возвести 3 100 сооружений. 142 моста длиной от 100 до 300 метров соединят берега таких крупных рек, как Лена, Верхняя Ангара, Витим, Зея, Бурея, Амур и другие.

Байкало-Амурская магистраль пересечет семь горных хребтов: Байкальский, Северо-Буйский, Степовой, Туранский, Кодарский, Дуссе-Алиньский и Тукурингрский. В них будут пробиты туннели общей длиной 25,3 километра.

Вдоль будущей трассы сейчас нет каких-либо дорог. Их приходится строить, иначе к месту работ не доставишь нужную технику. На Байкало-Амурской магистрали предполагается соорудить около 200 станций и разъездов, проектируется построить четыре основных локомотивных депо в Нижнеангарске, Тынде, Зейске и Ургале.

Чтобы своевременно выполнить все строительные работы, необходима мощная производственная база. Она создается уже сейчас. На станциях Тайшет, Шимановская, Нижнеудинск, Курган и ряде других размещаются комплексы по производству железобетонных конструкций, керамзита, перлита, древесно-волокнистых плит, стальных водопропускных труб и т. д.

Организован Главбамстрой — главное управление по строительству Байкало-Амурской магистрали. В его подчинении два управления, два строительно-монтажных треста, два специализированных треста. Они командуют 18 механизированными колоннами и 16 строительно-монтажными поездами. В 1975 году появится еще 17 механизированных колонн и 9 строительно-монтажных поездов.

Только в 1975-1976 годах строители БАМа получат 743 одноковшовых и 82 многоковшовых экскаватора, 435 бульдозеров, 320 автогрейдеров, 705 кранов, 130 башенных и козловых кранов, 72 шахтные погрузочные машины, 60 дробильно-сортировочных установок, 950 передвижных компрессорных станций, 7 440 грузовых автомобилей в 8-тонном исчислении, 310 тракторов К-700, 210 гусеничных тракторов, 100 маневровых тепловозов мощностью 1 200 л. с, 1 550 думпкаров, 300 четырехосных платформ.

Из Японии прибудет 166 экскаваторов, свыше 600 автокранов, бульдозеры мощностью 320 л. с. и 420 л. с, гусеничные краны. Из ФРГ поступит свыше 1 000 грузовых автомобилей, более 600 самосвалов, из США -600 бульдозеров мощностью 310 л. с.

Трасса магистрали строится в суровых климатических условиях. Среднегодовая температура колеблется от минус 0,5° С в Тайшете и Советской Гавани до минус 11° С в районе Удоканского хребта. Минимальная температура — минус 58° С. Поэтому технику для Байкало-Амурской магистрали необходимо изготавливать в так называемом северном исполнении.