Минаков Андрей Петрович


Небольшая монография В. П. Лишевского посвящена деятельности крупнейшего педагога-методиста советской высшей школы А. П. Минакова.

Минаков был профессором механики, он преподавал в Московском университете и в ряде московских высших технических учебных заведений.

Его узкой специальностью была теория гибкой нити. Но он много занимался и общими вопросами методики преподавания.

Минакова волновало не только педагогическое мастерство как таковое, но и проблема оптимального воспитания специалиста, человека высокой общей, а не только профессиональной культуры.

По мнению Минакова, чтобы достичь этой цели, преподаватель высшей школы должен быть одновременно учителем, ученым, артистом и воспитателем. Ему следует учитывать педагогическую систему А. С. Макаренко и систему К. С. Станиславского. Влияние опыта актерского мастерства в лекциях самого Минакова было совершенно несомненным.

  А. П. Минаков: главное комплексный подход

А. П. МинаковРассматривая педагогический процесс, Минаков не ограничивался лекцией, хотя на последнюю он обращал особенное внимание, его рекомендации касались также структуры и содержания практических занятий, консультаций, домашних заданий. Очень существенным является его бережное отношение к балансу студенческого времени.

Самыми интересными представляются те разделы книги В. Лишевского, которые посвящены анализу педагогического творчества А. П. Минакова.

Андрей Петрович опубликовал всего две статьи, посвященные своим педагогическим воззрениям. Остальное сохранилось в стенограммах лекций, в записях студентов и в их памяти.

В книге приведены три стенограммы лекций Минакова. Первая может служить образцом методики вступительной лекции. Вторая посвящена изложению одного из трудных вопросов курса механики — теории трения.

Третья — «Как работали великие ученые», прочтенная Минаковым в студенческом общежитии, посвящена сведениям, которые он считал обязательными для всех,- истории науки.

Написана умная, содержательная книга. Ее можно рекомендовать каждому преподавателю высшей школы и каждому аспиранту. Думается, что ее с большим интересом прочтут и студенты и те, кто уже покинул студенческую скамью.

Член-корреспондент АН УССР
А. Н. БОГОЛЮБОВ