С зарождением массового производства в промышленности сложилась всем известная служба качества — ОТК (отдел технического контроля).
Схема ее работы проста: соответствует готовое изделие заданным характеристикам и техническим условиям — «годно», уходит в реализацию; не соответствует — «брак», отправляется на переделку или доработку.
С усложнением продукции и расширением ее ассортимента непрерывно совершенствовались и методы, применяемые ОТК: от простейших ручных измерений к сложным ультразвуковым и радиоэлектронным приборам, от проверки каждого из выпускаемых изделий к новейшим статистическим методам контроля.
Существенно изменились и функции ОТК. Теперь объект контроля — не только детали и готовая продукция, но и поступающие материалы, оборудование, технологические процессы и т. д.
И все-таки традиционная служба ОТК не гарантирует высокого качества продукции, поскольку контроль, выступая при этом как средство охраны престижа предприятия, воздействует на качество лишь пассивно.
Служба ОТК обещает, что к потребителю не попадет негодное изделие. Но вот какого качества оно будет и, кроме того, какой ценой оно будет достигнуто (сколько продукции уйдет в брак) — эти вопросы находятся вне прямой ответственности ОТК.
И. П. Кочевых: ОТК как средство только производственного контроля — устаревшее звено современного производства. Забыта суть одного из слов его названия — технический. Оставив за ним функцию производственного контроля (но включив его непосредственно в производственную структуру) нужно повысить его роль в собственно техническом контроле — разработка и применение методик, технология контроля.
И. С. Марченко: Я не придерживаюсь мнения, что контроль — гарантия качества. Если производство плохо организовано, никакой контроль не поможет. Это вообще пассивный метод обеспечения качества.
Как же активно воздействовать на качество? Можно ли им управлять?