Экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс 1977 года



<

«Арктика»- самый мощный в мире атомный ледокол

Экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс 1977 года , завершившаяся первым достижением Северного полюса кораблём в надводном положении.

Кирилл Николаевич Чубаков — начальник администрации Северного морского пути, заместитель руководителя экспериментального рейса атомохода «Арктика» на Северный полюс.

— Расскажите, пожалуйста, Кирилл Николаевич, когда было принято решение о походе на Северный полюс и как проходила подготовка «Арктики» к этому рейсу!

— 13 июля 1977 года министр морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко (он же и руководитель экспедиции) подписал план организационно-технических мероприятий по подготовке этого исторического рейса, а 9 августа 1977 года атомоход «Арктика» вышел в поход из порта Мурманск. Между этими двумя датами срок меньше месяца, срок, который просто завершил проделанную ранее работу.

«Арктика», можно сказать, исподволь готовилась к такому рейсу со дня рождения — с 25 апреля 1975 года, когда на ледоколе был торжественно поднят флаг нашей Родины. На протяжении двух арктических навигаций «Арктика» направлялась в районы, где складывались сложные ледовые условия: то в северо-восточную часть Карского моря, то в Чукотское море. По образному выражению капитана Юрия Сергеевича Кучиева, «испытывались бойцовские качества ледокола».

Ледокол «Арктика»

 У «Арктики» четыре палубы и две платформы, развитая пятиярусная надстройка — Что отличает «Арктику» от других судов подобного типа!

— При проектировании и строительстве атомохода «Арктика» решен целый ряд серьезных проблемных вопросов, в результате чего советскими корабелами создан тип ледокола, не имеющий аналогов в мировом ледоколостроении.

Наибольшая длина ледокола-148 метров, ширина-30 метров (по конструктивной ватерлинии соответственно-136 и 28 метров).

У «Арктики» четыре палубы и две платформы, развитая пятиярусная надстройка.

В качестве движителей применены три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага.

Корпус ледокола сделан из высокопрочной стали, а в местах наибольшего воздействия ледовых нагрузок имеет усиленную конструкцию. Конструкторы и строители предусмотрели все необходимые меры для предотвращения любых аварийных ситуаций.

В числе этих мер средства раннего обнаружения микропротечек теплоносителя энергоустановки, контроль состояния наиболее ответственных участков контура первичного теплоносителя и состояния металла корпуса реактора. Для этих целей использованы ультразвуковые, гаммаграфические и оптические методы, приняты «на вооружение» проникающие краски, магнитные порошки и многое другое.



Атомная паропроизводящая установка (АППУ) расположена в специальном отсеке в средней части ледокола. Она состоит из двух самостоятельных установок с реакторами водо-водяного типа. Комплекс конструктивных решений и технических средств обеспечивает полный технологический контроль за работой АППУ и полную безопасность всего личного состава.

На ледоколе 155 кают, преобладающее большинство из них одноместные. Кроме традиционной кают-компании, есть столовая, музыкальный и шахматный салоны, кинозал, плавательный бассейн, спортзал, библиотека, учебный класс, две финские бани, парикмахерская, фото-каюта и бытовая мастерская.

Медицинский блок ледокола включает амбулаторию с физиотерапевтическим и стоматологическим отделениями, операционное отделение, рентгеновский кабинет, лаборатории, стерилизационную, изолятор и лазарет.

Создатели атомохода, учитывая условия плавания этого корабля, обеспечили доступ во все необходимые помещения без выхода на открытую палубу.

Сегодня «Арктика»- самый мощный в мире атомный ледокол. Паротурбинная установка включает два турбогенератора мощностью по 37 500 лошадиных сил каждый, а источниками электроэнергии служат пять турбогенераторов по 2 000 кВт, резервный дизель-генератор мощностью 1 000 кВт и два аварийных дизельных генератора мощностью по 200 кВт.

Итоги первой экспедиции ледокола на Северный полюс

— Что вы можете сказать об итогах рейса!

— Подводить итоги предстоит еще довольно долго: рейс был назван «научно — практическим, экспериментальным», во время рейса велась обширная научная работа.

Если внимательно посмотреть путь ледокола по карте, станет ясно, что «Арктика» шла по некоторой дуге: вверх между 125 и 130 градусами, а вниз между 40 и 55 градусами восточной долготы.

На этом пути мы вышли из зоны шельфовых арктических морей в безбрежный Северный Ледовитый океан и смогли ощутить поведение ледяных полей на спокойных просторах летнего океана, попробовали бортами ледокола крепость полей там, где проходили осенние и зимние торошения льда с характерными вспучиваниями льдин.

Ледовая обстановка требовала от экипажа высокой профессиональности, северной закалки и слаженности. Когда корабль вошел в тяжелые многолетние льды толщиной в три и более метров, ему пришлось испытать и заклинивание. Были весьма напряженные моменты: при одном заклинивании атомоход несколько часов не мог выбраться из ледяного плена, хотя в действие были приведены системы, которые помогают кораблю «расклиниться».

Атомоход и его экипаж с честью выдержали испытания тяжелыми льдами, и в самых сложных ситуациях на корабле царила спокойная атмосфера уверенности в своих силах. Это отнюдь не означает, что начисто исключалась вероятность аварийной ситуации. Экспедиция была готова на случай вынужденного плена во льдах.

Скажем, в случае если бы льды вывели из строя гребные винты: в кладовых запас продуктов на много месяцев, на борту дополнительный к штатному вертолет, мощный бульдозер, волокуши, лесоматериалы, палатки, газовые плиты, взрывчатка и многое другое, что может понадобиться в случае значительной задержки в пути.

Сейчас можно точно сказать, что эксплуатационные качества атомохода «Арктика» весьма высоки: это подтверждено проходом в многолетних льдах. В рейсе к полюсу проверялась не только крепость бортов и хорошая работа энергоустановок. Во время перехода проверялась эффективность вертолетной разведки с борта ледокола: принципы ее не новы, но важно было знать, как она покажет себя в экстремальных условиях сверхсложного ледового рейса.

Проверялось также поведение навигационной техники в условиях, когда повышена вибрация и когда непрерывные удары корпуса судна о тяжелые льды усложняют курсоуказание ледоколу.

Корабелам было исключительно важно узнать, как поведут себя гребные винты, когда им придется долго и непрерывно рубить паковый лед: ни в нашей стране, ни за рубежом до сих пор не проводились исследования работы лопастей в многолетних льдах. Сейчас ученые получили определенные материалы и заняты их изучением.

Ученые из Риги в этом рейсе проверяли эффективность созданного ими прибора для дистанционного определения толщины льда.

Высокоширотный рейс ледокола «Арктика»- начало качественно нового этапа в развитии советского морского флота в Арктике, — заявил министр морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко. И это так: с рейсом «Арктики» открывается перспектива проводки транспортных судов по более высоким широтам, что существенно сократит расстояния.

Надо отметить, что рейс не имел целью лишь достижение географической точки Северного полюса: в этом случае можно было бы проложить курс, по которому «Арктика» дошла бы до полюса много быстрее. Выбранная трасса представляла интерес для нас в научном и тактическом отношении: результаты рейса помогут решить вопросы технической политики в области морского транспортного судостроения и схем грузоперевозок.

А решать нам предстоит многое, связанное с созданием мощных ледоколов, крупнотоннажных лихтеровозов и других специализированных судов, которые смогут успешно плавать в северных районах.

«Арктика» дошла до Северного полюса

13 суток потратил ледокол «Арктика», чтобы совершить беспримерный переход по сложному маршруту Мурманск — Северный полюс — Мурманск.

За это время он прошел 3852 морских мили, в том числе 1200 миль через многолетний лед.

В проведении этого исторического рейса исключительно большую помощь оказали экспедиции летчики нашей Гражданской авиации, которые вместе с гидрологами в сложных условиях вели с воздуха стратегическую ледовую разведку.

А результаты многолетнего упорного труда гидрографов позволили «Арктике» уверенно идти в высоких широтах.

Обратите внимание на карту на цветной вкладке справа. В международной практике полагается расцвечивать карту строго определенными цветами: зеленый цвет здесь означает редкий лед, зеленые полосы — неподвижный лед — припай, коричневый цвет — тяжелые льды. Чем темнее коричневый цвет, тем тяжелее льды.

Коричневый цвет сгущается на «шапке» у полюса. Здесь он самый темный, но только на карте. На Северном полюсе, где был водружен Государственный флаг СССР, лед обычного цвета льда.

«Прибыли 04,00 МСК»,- передал по радио в Москву капитан «Арктики» Юрий Сергеевич Кучиев, когда ледокол достиг географической точки Северного полюса. На корабле к полюсу пришли 207 человек. Самочувствие и настроение у всех были такие же отличные, как и дома накануне выхода в рейс. Выдающуюся победу участники плавания посвятили 60-й годовщине Великого Октября.

Награды героям

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

О присвоении звания Героя Социалистического Труда наиболее отличившимся участникам экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика»

За выдающиеся заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в район Северного полюса и проявленные при этом мужество и героизм присвоить звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали ««Серп и Молот»:

Асхадуллину Фидусу Фаизовичу — старшему мастеру атомной паропроизводительной установки атомного ледокола ««Арктика».

Гуженко Тимофею Борисовичу — руководителю экспериментального рейса, министру морского флота СССР.

Кучиеву Юрию Сергеевичу — капитану атомного ледокола ««Арктика».

Пашнину Олегу Георгиевичу — главному инженеру-механику атомного ледокола «Арктика».

Хлопкину Николаю Сидоровичу — члену-корреспонденту Академии наук СССР.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. Брежнев

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М. Георгадзе

Москва, Кремль, 14 сентября 1977 г.