<
Экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс 1977 года , завершившаяся первым достижением Северного полюса кораблём в надводном положении.
Кирилл Николаевич Чубаков — начальник администрации Северного морского пути, заместитель руководителя экспериментального рейса атомохода «Арктика» на Северный полюс.
— Расскажите, пожалуйста, Кирилл Николаевич, когда было принято решение о походе на Северный полюс и как проходила подготовка «Арктики» к этому рейсу!
— 13 июля 1977 года министр морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко (он же и руководитель экспедиции) подписал план организационно-технических мероприятий по подготовке этого исторического рейса, а 9 августа 1977 года атомоход «Арктика» вышел в поход из порта Мурманск. Между этими двумя датами срок меньше месяца, срок, который просто завершил проделанную ранее работу.
«Арктика», можно сказать, исподволь готовилась к такому рейсу со дня рождения — с 25 апреля 1975 года, когда на ледоколе был торжественно поднят флаг нашей Родины. На протяжении двух арктических навигаций «Арктика» направлялась в районы, где складывались сложные ледовые условия: то в северо-восточную часть Карского моря, то в Чукотское море. По образному выражению капитана Юрия Сергеевича Кучиева, «испытывались бойцовские качества ледокола».
Ледокол «Арктика»
— Что отличает «Арктику» от других судов подобного типа!
— При проектировании и строительстве атомохода «Арктика» решен целый ряд серьезных проблемных вопросов, в результате чего советскими корабелами создан тип ледокола, не имеющий аналогов в мировом ледоколостроении.
Наибольшая длина ледокола-148 метров, ширина-30 метров (по конструктивной ватерлинии соответственно-136 и 28 метров).
У «Арктики» четыре палубы и две платформы, развитая пятиярусная надстройка.
В качестве движителей применены три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага.
Корпус ледокола сделан из высокопрочной стали, а в местах наибольшего воздействия ледовых нагрузок имеет усиленную конструкцию. Конструкторы и строители предусмотрели все необходимые меры для предотвращения любых аварийных ситуаций.
В числе этих мер средства раннего обнаружения микропротечек теплоносителя энергоустановки, контроль состояния наиболее ответственных участков контура первичного теплоносителя и состояния металла корпуса реактора. Для этих целей использованы ультразвуковые, гаммаграфические и оптические методы, приняты «на вооружение» проникающие краски, магнитные порошки и многое другое.
Атомная паропроизводящая установка (АППУ) расположена в специальном отсеке в средней части ледокола. Она состоит из двух самостоятельных установок с реакторами водо-водяного типа. Комплекс конструктивных решений и технических средств обеспечивает полный технологический контроль за работой АППУ и полную безопасность всего личного состава.
На ледоколе 155 кают, преобладающее большинство из них одноместные. Кроме традиционной кают-компании, есть столовая, музыкальный и шахматный салоны, кинозал, плавательный бассейн, спортзал, библиотека, учебный класс, две финские бани, парикмахерская, фото-каюта и бытовая мастерская.
Медицинский блок ледокола включает амбулаторию с физиотерапевтическим и стоматологическим отделениями, операционное отделение, рентгеновский кабинет, лаборатории, стерилизационную, изолятор и лазарет.
Создатели атомохода, учитывая условия плавания этого корабля, обеспечили доступ во все необходимые помещения без выхода на открытую палубу.
Сегодня «Арктика»- самый мощный в мире атомный ледокол. Паротурбинная установка включает два турбогенератора мощностью по 37 500 лошадиных сил каждый, а источниками электроэнергии служат пять турбогенераторов по 2 000 кВт, резервный дизель-генератор мощностью 1 000 кВт и два аварийных дизельных генератора мощностью по 200 кВт.
Итоги первой экспедиции ледокола на Северный полюс
— Что вы можете сказать об итогах рейса!
— Подводить итоги предстоит еще довольно долго: рейс был назван «научно — практическим, экспериментальным», во время рейса велась обширная научная работа.
Если внимательно посмотреть путь ледокола по карте, станет ясно, что «Арктика» шла по некоторой дуге: вверх между 125 и 130 градусами, а вниз между 40 и 55 градусами восточной долготы.
На этом пути мы вышли из зоны шельфовых арктических морей в безбрежный Северный Ледовитый океан и смогли ощутить поведение ледяных полей на спокойных просторах летнего океана, попробовали бортами ледокола крепость полей там, где проходили осенние и зимние торошения льда с характерными вспучиваниями льдин.
Ледовая обстановка требовала от экипажа высокой профессиональности, северной закалки и слаженности. Когда корабль вошел в тяжелые многолетние льды толщиной в три и более метров, ему пришлось испытать и заклинивание. Были весьма напряженные моменты: при одном заклинивании атомоход несколько часов не мог выбраться из ледяного плена, хотя в действие были приведены системы, которые помогают кораблю «расклиниться».
Атомоход и его экипаж с честью выдержали испытания тяжелыми льдами, и в самых сложных ситуациях на корабле царила спокойная атмосфера уверенности в своих силах. Это отнюдь не означает, что начисто исключалась вероятность аварийной ситуации. Экспедиция была готова на случай вынужденного плена во льдах.
Скажем, в случае если бы льды вывели из строя гребные винты: в кладовых запас продуктов на много месяцев, на борту дополнительный к штатному вертолет, мощный бульдозер, волокуши, лесоматериалы, палатки, газовые плиты, взрывчатка и многое другое, что может понадобиться в случае значительной задержки в пути.
Сейчас можно точно сказать, что эксплуатационные качества атомохода «Арктика» весьма высоки: это подтверждено проходом в многолетних льдах. В рейсе к полюсу проверялась не только крепость бортов и хорошая работа энергоустановок. Во время перехода проверялась эффективность вертолетной разведки с борта ледокола: принципы ее не новы, но важно было знать, как она покажет себя в экстремальных условиях сверхсложного ледового рейса.
Проверялось также поведение навигационной техники в условиях, когда повышена вибрация и когда непрерывные удары корпуса судна о тяжелые льды усложняют курсоуказание ледоколу.
Корабелам было исключительно важно узнать, как поведут себя гребные винты, когда им придется долго и непрерывно рубить паковый лед: ни в нашей стране, ни за рубежом до сих пор не проводились исследования работы лопастей в многолетних льдах. Сейчас ученые получили определенные материалы и заняты их изучением.
Ученые из Риги в этом рейсе проверяли эффективность созданного ими прибора для дистанционного определения толщины льда.
Высокоширотный рейс ледокола «Арктика»- начало качественно нового этапа в развитии советского морского флота в Арктике, — заявил министр морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко. И это так: с рейсом «Арктики» открывается перспектива проводки транспортных судов по более высоким широтам, что существенно сократит расстояния.
Надо отметить, что рейс не имел целью лишь достижение географической точки Северного полюса: в этом случае можно было бы проложить курс, по которому «Арктика» дошла бы до полюса много быстрее. Выбранная трасса представляла интерес для нас в научном и тактическом отношении: результаты рейса помогут решить вопросы технической политики в области морского транспортного судостроения и схем грузоперевозок.
А решать нам предстоит многое, связанное с созданием мощных ледоколов, крупнотоннажных лихтеровозов и других специализированных судов, которые смогут успешно плавать в северных районах.
13 суток потратил ледокол «Арктика», чтобы совершить беспримерный переход по сложному маршруту Мурманск — Северный полюс — Мурманск.
За это время он прошел 3852 морских мили, в том числе 1200 миль через многолетний лед.
В проведении этого исторического рейса исключительно большую помощь оказали экспедиции летчики нашей Гражданской авиации, которые вместе с гидрологами в сложных условиях вели с воздуха стратегическую ледовую разведку.
А результаты многолетнего упорного труда гидрографов позволили «Арктике» уверенно идти в высоких широтах.
Обратите внимание на карту на цветной вкладке справа. В международной практике полагается расцвечивать карту строго определенными цветами: зеленый цвет здесь означает редкий лед, зеленые полосы — неподвижный лед — припай, коричневый цвет — тяжелые льды. Чем темнее коричневый цвет, тем тяжелее льды.
Коричневый цвет сгущается на «шапке» у полюса. Здесь он самый темный, но только на карте. На Северном полюсе, где был водружен Государственный флаг СССР, лед обычного цвета льда.
«Прибыли 04,00 МСК»,- передал по радио в Москву капитан «Арктики» Юрий Сергеевич Кучиев, когда ледокол достиг географической точки Северного полюса. На корабле к полюсу пришли 207 человек. Самочувствие и настроение у всех были такие же отличные, как и дома накануне выхода в рейс. Выдающуюся победу участники плавания посвятили 60-й годовщине Великого Октября.
Награды героям
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
О присвоении звания Героя Социалистического Труда наиболее отличившимся участникам экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика»
За выдающиеся заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в район Северного полюса и проявленные при этом мужество и героизм присвоить звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали ««Серп и Молот»:
Асхадуллину Фидусу Фаизовичу — старшему мастеру атомной паропроизводительной установки атомного ледокола ««Арктика».
Гуженко Тимофею Борисовичу — руководителю экспериментального рейса, министру морского флота СССР.
Кучиеву Юрию Сергеевичу — капитану атомного ледокола ««Арктика».
Пашнину Олегу Георгиевичу — главному инженеру-механику атомного ледокола «Арктика».
Хлопкину Николаю Сидоровичу — члену-корреспонденту Академии наук СССР.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. Брежнев
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М. Георгадзе
Москва, Кремль, 14 сентября 1977 г.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.